Калиновская Н.А.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

        Стремительный рост потока научной информации в современном обществе приводит к необходимости постоянно пополнять свои знания. Поэтому еще в стенах вуза очень важно научить студентов самостоятельной работе с учебной, а на более поздних этапах обучения – с научной информацией, причем не только в традиционных, но и в электронных информационных системах. Для того чтобы эта работа была продуктивна, студент должен обладать достаточной информационной культурой (ИК), которая помогла бы ему реализовать свои информационные потребности в общекультурной, профессиональной сферах. ИК будущего специалиста включает в себя систематизированные знания, умения и навыки самостоятельной информационной деятельности, направленной не только на решение учебных и учебно-исследовательских задач, но и на овладение основой будущей профессиональной деятельности.
        В специальной печати проблема ИК специалиста рассматривалась с различных сторон. Это и теоретические вопросы наполнения понятия, и подходы к формированию учебного курса и его структуры. Предлагались разные программы курса для тех или иных специальностей, которые предполагалось вводить в учебный процесс или были уже введены. К сожалению, результаты апробации этих программ не публиковались.
        В Казанской государственной академии культуры и искусств (КГАКИ) также был введен курс «Информационная культуры личности» для студентов разных специализаций, в том числе и на театральном факультете. Программа курса была составлена после изучения общего учебного плана с тем, чтобы основы полученных знаний помогли становлению специалиста в своей профессии. Для уточнения тематического плана был проведен первоначальный опрос студентов, результаты которого говорили о низкой ИК данной аудитории. Так, выяснилось, что большинство опрошенных мало знакомы с библиотекой и ее поисковыми средствами. О необходимых для учебы книгах они узнают только от преподавателей или других студентов, сами поиском нужной литературы в библиотеках почти не занимаются. Студенты имели также довольно смутное представление о системе справочных изданий, из которых чаще всего пользовались только Большой советской энциклопедией или энциклопедическим словарем. О библиографических пособиях вообще и по отрасли студенты театрального факультета не имели никакого представления.
        В учебный курс «ИК личности» были введены следующие основные темы: общая характеристика ИК личности, документная база отрасли, работа с документами (библиографическое описание, аннотирование, реферирование, аналитический обзор), библиотека как комплексная информационно-поисковая система, система каталогов и картотек, система справочных изданий отрасли, система библиографических ресурсов отрасли. библиографический поиск, методика, оформление результатов поиска.
        В конце курса была проведена итоговая контрольная работа, включающая в себя в основном практические задания по составлению библиографического описания документов, поиску информации по справочным изданиям, поиску документов по каталогам и картотекам библиотеки, подбору документов по библиографическим пособиям отрасли. Анализ результатов контрольной работы показал, что студенты приобрели основные знания и умения для самостоятельного пользования информацией, то есть общий уровень ИК возрос и позволяет им самостоятельно провести несложный поиск информации по различным источникам традиционных форм. На следующем этапе преподавания курса «ИК личности» студенты будут изучать основы компьютерной грамотности, в том числе некоторые поисковые возможности электронных систем информации.
        Конечно, для приобретения устойчивых навыков необходима постоянная работа с информацией в процессе обучения, а затем в профессиональной деятельности. Здесь важна роль преподавателей специальных предметов, которые могли бы способствовать закреплению знаний, полученных студентами в курсе «ИК личности». Это возможно, если поощрять студентов к поиску новой информации, расширять круг рекомендуемой для изучения литературы, предусмотреть больше заданий по составлению обзоров и рефератов по широкому тематическому спектру.
        В обучении основам ИК может участвовать библиотека вуза. Для этого в библиотеке должна создаваться комфортная для студента информационная среда, куда могли бы войти: 
1.  Совокупность учебных и методических пособий по основным вопросам ИК, в том числе реализованных на ЭВМ. 
2.  Комплекс наглядных пособий, информирующих о структуре библиотеки, ее справочно-библиографическом аппарате, об основных правилах поиска информации и т.д.
3.  Система подсказок, справочное приложение к электронным информационным изданиям и др.
        Для комфортности информационной среды библиотеки вуза важны проблемы качественного ведения каталогов и картотек (в традиционной и электронной форме). Перспективным средством обучения основам ИК являются автоматизированные обучающие системы (блок учебной информации, справочное приложение, руководство для пользователей, блок практикумов, контрольные задания и вопросы). Разработка такого автоматизированного учебного курса «ИК личности» входит в планы работы КГАКИ.
Hosted by uCoz